Небоскребы №2 и №3 в мировом рейтинге - это башни-близнецы Петронас (Petronas Towers), малайзийские близнецы, как их принято называть. 88-этажный гигант, шпиль которого "упирается в небо" на высоте более 450 м, построен в столице Малайзии мегаполисе Куала-Лумпур.

Башни-близнецы Петронас 

История сооружения сложнейшей конструкции башен Петронас интересна сама по себе.

Суперпроект супербашен.

В 90-х годах прошлого века в самом центре крайне застроенной столицы Куала-Лумпур, в связи с переездом городского ипподрома, высвободилась площадь в 40 га. Стоимость этого участка земли уже тогда составляла сотни миллионов ринггитов (малайзийских долларов). Проект застройки этой огромной территории принимался в течение нескольких лет, так как были затронуты финансовые интересы многих государственных и коммерческих структур.

Башни-близнецы Петронас 

Сначала на месте ипподрома предполагалось разбить огромный парк, призванный стать "легкими" столицы Малайзии. Однако предварительные сметные расчеты показали, что обустроить и содержать парк можно только за счет коммерческой деятельности. Поэтому здесь решили запроектировать деловой центр с парком, расширить автомобильные магистрали вокруг парка, и возвести легкую транзитную железнодорожную линию.

Башни-близнецы Петронас 

При проектировании малазийских близнецов не предполагалось, что они станут самым высоким сооружением в мире.

Конкурс на лучший проект, в котором приняли участие восемь известных строительных фирм, выиграла архитектурная мастерская Cesar Pelli & Associates (Коннектикут, США), возглавляемая архитектором аргентинского происхождения Цезарем Пелли. К тому времени на счету Пелли уже было множество оригинальных высотных сооружений.

Считается, что архитектурный стиль этого мастера отличает присутствие черт национальной культуры той страны, для которой его проекты предназначаются. При проектировании конструкции башен Петронас Цезарь Пелли учел как уникальность объекта, так и национальные особенности Малайзии.

Высотка построена с элементами исламской культуры, а в прилегающем к комплексу парке расположена мечеть. Первоначальный проект высотки Петронас состоял из двух 88-этажных зданий, содержащих в плане 12-лучевую звезду, как один из мотивов мусульманской архитектуры. Однако, в итоге, Пелли спроектировал восьмиконечную звезду, свойственную исламской культуре. Практически во всех помещениях башен Петронас архитектор Пелли запланировал очень высокие потолки, на некоторых этажах устроены своеобразные мансарды, которые раздвигают пространство, создавая ощущение простора.

В процессе проведения подготовительных работ Пелли выполнил тысячи макетов различных частей будущей высотки: только при проектировании окон ему пришлось разработать несколько десятков макетов. Пелли снабдил башенные окна стальными шторами, а тонированные окна, защищающие посетителей высотки от изнурительной тропической жары, имеют общую площадь 77 тыс. м2.

Особенности строительства.

Башни-близнецы Петронас 

В 1992 году, когда проект строительства башен Петронас был утвержден, началось изучение состава почв как на поверхности, так и на глубине более 100 м. Самый важный этап, закладка фундамента двуглавого небоскреба, проходил в течение трех дней: каждые 90 сек. при помощи специальных машин основание башни заливалось бетоном. На сооружение фундамента ушло 3 тыс. м3 бетона.

Высотка Петронас в цифрах.

Площадь всех помещений здания равна 213750 м2 -это площадь 48 футбольных полей. На первом, общем этаже башен-близнецов расположился концертный зал на 840 мест. Шестиуровневый торговый центр площадью 93 тыс. м2 со сферической крышей разместился в основании башен.

В неделю его посещает около 650 тыс. человек. Построенный в подземной части башен паркинг вмещает 5400 автомобилей. Помимо башен в архитектурно-строительный комплекс Делового центра Куала-Лумпур входят: построенная в 1996 году 420-метровая телебашня, которая всего на 32 м ниже башен-близнецов Петронас.

На территории делового центра также находятся выставочные и конференц-залы, художественная галерея, Музей бензина, торговые и развлекательные комплексы. Справа от небоскреба расположилось 49-этажное офисное здание корпорации "Менара Максис" высотой 212 м, спроектированное группой архитекторов во главе с американцами Кевином Роше и Джоном Динкелу.

Мост-символ.

9 августа 1995 года на уровне 41-го и 42-го этажей башен Петронас смонтировали уникальный мост, соединивший два небоскреба. По замыслу архитектора Пелли, его строительство носит не только функциональный, но и символический характер. Легкий, изящный мост, соединяющий башни Петронас между собой, был сконструирован и построен в Южной Корее фирмой Samsung Heavy Industries.

Затем его разобрали на 493 части общим весом 452,64 т и летом 1995 года переправили в Малайзию. В Куала-Лумпур на месте строительства мост был собран сначала на земле и затем поднят наверх. Центральная секция моста состояла из 307 частей. Основная часть его конструкции имеет длину 41 м, ширину 5 м, высоту 9 м, вес составляет 325 т. Две опорные балки моста имеют длину 42,6 м, каждая из них весит 60 т.

Специально для этих балок были сконструированы особые амортизаторы, прошедшие множество тестов на ветроустойчивость, так как именно они компенсируют воз-действие ветра на большой высоте. Два других блока предназначены для укрепления моста на его концах, каждый из них имеет длину 8,3 м и весит 30 т.

Общий вес всех конструкций моста составил 750 т, его собрали в течение трех дней и трех ночей.

Лифты в башнях Петронас.

В каждой из башен Петронас смонтировано 29 двухэтажных лифтов, общая грузоподъемность каждого рассчитана на 52 человека. Скорость их движения составляет от 3,5 до 7 м/с. В настоящий момент в башнях Петронас эксплуатируется 76 пассажирских и грузовых лифтов фирмы KONE.

Спонсоры проекта башен Петронас.

Часть расходов взяли на себя малайзийские фирмы, распределившие между собой офисные помещения двух небоскребов. Еще на этапе подготовки проекта строительства башен Петронас в него активно включился местный магнат Т. Ананда Кришан, возглавляющий бизнес-империю MIA Holdings: он владел не только долей нефтегазовых разработок страны и экспорта этих природных богатств, но и крупнейшими телекоммуникационными системами и даже спутниками.

Кришан, будучи великолепным рекламистом, смог извлечь максимум прибыли из этого грандиозного строительного объекта -еще до завершения строительства он стал продавать туристам всевозможные товары с логотипом будущей высотной жемчужины. Религиозные чувства местного населения также получили подпитку и принесли доходы магнату. Одну из башен высотки занимает штаб-квартира крупнейшей национальной малайзийской нефтяной компании Petronas National Berhard, имя которой носит высотка.

Вторую башню эксплуатируют деловые партнеры нефтяного гиганта и транснациональные компании со всего мира. Возведение малазийских близнецов обошлось основному заказчику - государственной нефтяной корпорации Petronas - в 2 млрд. ринггитов (800 млн американских долларов).

Башни-близнецы Петронас 

Одновременно с компаниями MIA Holdings и Petronas свою лепту в реализацию проекта решили внести и другие бизнесмены. В результате договоренности между этими компаниями в сентябре 1992 года был сформирован Сити-центр Куала Лумпур. Акции этого предприятия разделились следующим образом: 49,5% были приобретены Petronas, 48% - MIA Holdings, 2,5% пришлось на долю мелких акционеров.

В общей сложности заказчики и владельцы вложили в небоскреб более 1,6 млрд долларов.

Только вверх.

В 1994 году, когда башни еще не были достроены, правительство Малайзии решило сместить чикагский небоскреб Сиз Тауэр с первой позиции рейтинга высотности - и потребовало от главного архитектора проекта Цезаря Пелли увеличить высоту строящихся башен до рекордной отметки. После того как близнецы надстроили стальными шпилями в 73,5 м каждый, общая высота небоскреба составила 451,9 м - рекорд был установлен.

15 апреля 1996 года, почти за два года до завершения строительства, башни Петронас были признаны высочайшим офисным зданием мира. Официальное открытие этого грандиозного сооружения состоялось 28 августа 1999 года.

Поделиться

Вернуться к списку